Вход

Эссе

Я – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Я – учитель? Действительно, звучит парадоксально. Я мог бы быть неплохим синхронистом переводчиком, актером, археологом, даже музыкантом, но учителем….. Скажи мне об этом  кто-нибудь лет  30 назад я бы рассмеялся. Огромное количество комплексов, страхов… И вдруг вместе  с дипломом тебе дают звание УЧИТЕЛЬ (истории, обществоведения и иностранного языка, педагог психолог). Звание,  которое нужно еще заслужить, тебе пишут в дипломе авансом. 27 лет педагогического стажа научили меня быть благодарным студентам, ученикам. Кто кого учил - это еще надо разобраться… Хватило рассудка не умничать  (это не прощается в любой профессии, а тем более в профессии УЧИТЕЛЬ), а учиться у своих студентов. Никто из них никогда не посмеялся над моей неловкостью ни  за компьютером, ни  в атлетическом зале, ни на волейбольной площадке, ни на велосипедном треке. Объясняли грамотно, четко, понятно. Психология – океан неизведанного, непознанного, там  плавать в одиночку  не получается, только совместная работа... Результаты увидишь в лучшем случае через годы при случайной встрече  с инспектором ГИБДД, заслуженным тренером, экономистом банка, управляющим ресторана, воином десантником, директором школы. И оказывается - тебя слушали!!! И, о Боже, кто-то тебе еще и подражал - выбрал такую же профессию

В моей семье об этой профессии всегда отзывались только положительно. Моя мама мечтала быть учителем, но стала библиотекарем, потом бухгалтером, а отец с восторгом отзывался о достоинствах профессии, не зная всех подводных камней (дети растут без отца, ревнуют к ученикам). Мои школьные годы прошли  в деревне Малая Зоркальцева (ей более 350 лет) Тобольского района, откуда я вынес уроки жизни, за что и благодарен своим учителям.

В старших классах увлекся историей родного края, ночами читал Владимира  Леви «Искусство быть собой»,  решение поступать в Тобольский Государственный педагогический  институт им. Д.И. Менделеева на историко-английский факультет было осознанным. Когда был студентом,  представить себя учителем было сложно. Но всё изменила увлекательная педагогическая практика в школе № 5 г. Тобольска. После неё я мечтал работать только в системе образования.

И вот я в г. Тюмени и 27 лет работаю в  одном образовательном учреждении – «Западно - Сибирском государственном колледже» и ни о чём не жалею. Здесь талантливый и дружный коллектив студентов и  педагогов добивается хороших результатов, и моё стремление - стать добрым помощником  взрослеющей молодежи.

   Профессия учителя уникальна. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, насыщенным событиями и яркими мероприятиями. Только в колледже пытливые молодые умы способны задавать вопросы, ответы на которые учёные ищут веками. Подготовка к занятиям, классное руководство, чтение на курсах повышения квалификации занимает всё свободное время в первые годы работы. Но когда ощущаешь себя нужным, интересным для студентов, все трудности уходят на второй план.

На уроках, размышляя над законами развития человеческой души, я учу студентов видеть, что психология становится показателем цивилизации, Психология - не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно важно то, в чьих руках окажется это оружие. Ведь пользуясь одними и теми же психологическими  законами, можно придумать технологию синтеза разрушительных программ, а можно - создать новое лекарство, развивать доброе творчество. Преподаватель психологии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и хорошим владением русским языком.

      Я стремлюсь учить студентов так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Я верю, что лучший мой урок – впереди. А продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для студентов проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. Моя работа заставляет меня быть в форме. Это роскошь – работать с молодежью.

Я люблю свою работу, также как любил ее в течение 45 лет мой отец Усольцев Геннадий  Иванович-учитель музыки, черчения, литературы, отличник народного образования, директор школы, заведующий районным отделом образования.

27 лет педагогического стажа убедили меня в том, что необходимо заново переосмыслить, что представляет собой в современных условиях обучение, воспитание, развитие? Эта триада настолько очевидна и привычна любому педагогу, что вроде бы никаких вопросов не возникает и не может возникнуть.  У меня, вслед за академиком А.М. Новиковым, возникли.

На сегодняшний день существуют различные теории воспитания (теория свободного воспитания, теория  воспитательного пространства, теория экзистенционализма и др.), теории обучения (ассоциативно-рефлекторная теория учения, теория развивающего обучения и др.), а теорий развития психических процессов после работ Л.С. Выготского вообще нет. (Новиков, А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.)

Концепция педагогики индивидуальности,  образующаяся на стыке психологии и педагогики, частично разрешает это противоречие (Гребенюк Т.Б., Любишина, С.А. Педагогика индивидуальности. Издательство «Академия Естествознания», 2014 год).

Индивидуальность в рассматриваемой концепции предстает как интегральная психологическая характеристика человека, отражающая семь сфер психики (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции). 

Я солидарен с авторами, что настало время для утверждения позиции преподавателя, выражающей его направленность на отношение к каждому студенту не только как к личности с присущим ему нравственным обликом, но и индивидуальности, характеризующейся определенным уровнем развития внутреннего психического мира. Понятие «индивидуальность студента» должно занять свое достойное место в теории и практике среднего профессионального образования. 

Мое педагогическое кредо: «Каждый студент – индивидуальность». Моя основная задача: вооружить студентов арсеналом методов и техник, активизирующих психические процессы для обеспечения высокого уровня сформированности общих, профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Индивидуальность – это целостность, единство гармонично развитых сфер и их составляющих. Для того, чтобы стать такой индивидуальностью, необходимо развить у студентов в совершенстве все сферы психики.

Если бы суть педагогической философии  можно было выразить несколькими словами, я сказал бы так:  «Любить», «Понимать», «Принимать», «Сострадать», «Помогать … развивать  индивидуальность».

Для каждого студента эта цель может выглядеть по-своему – все зависит от того, с каким развитием психики он был зачислен в колледж: одним в мотивационной сфере следует развивать стремление к самообразованию, другим – мотивы достижения; в интеллектуальной сфере может быть необходимость развивать профессионально важные качества мышления или овладевать способами учебной деятельности и т.д.

 Становление индивидуальности – это длительный процесс, в котором выделяются несколько этапов, но для каждого обучающегося длительность и количество этапов – свои. Моя миссия – сопровождать и помогать обучающимся на пути развития личности и индивидуальности.